Профсоюз работников культуры — история и современность
Узнайте больше о истории возникновения и становления Профсоюза работников культуры Свердловской области
Узнайте больше о истории возникновения и становления Профсоюза работников культуры Свердловской области
У истоков возникновения Профсоюза работников культуры стояли рабочие печатного дела. Созданию их профессиональных объединений предшествовали различные общества взаимопомощи и похоронные кассы, получившие к концу XIX века довольно широкое распространение в различных городах России. Многие общества имели смешанный состав и объединяли всех: от чернорабочих до управляющих и даже владельцев типографий. К 1905 году в таких обществах и кассах только в Санкт-Петербурге насчитывалось около 5 тысяч человек, что составляло пятую часть рабочих печатного дела. Начавшаяся в 1905 году буржуазно-демократическая революция поставила перед рабочими другие задачи: для защиты своих прав работники нуждались в массовых легальных организациях. Такими организациями и стали профессиональные союзы. Правление таких союзов сосредоточило свою деятельность на привлечении в Союз новых членов и приступило к подготовке тарифного договора.
1 мая 1906 года союз рабочих печатного дела выступил со следующим обращением: «…Союз рабочих печатного дела призывает всех вас, товарищи, принять участие в праздновании 1 Мая. Пусть в этот день ни один рабочий из нашей среды не выйдет на работу, пусть все типографии и мастерские будут закрыты; ни одна строка не должна быть набрана, ни один печатный лист не должен выйти из машины — все типографские рабочие примут участие в этом великом празднике труда…»
Зарождение профессионального движения среди художественной и творческой интеллигенции, так же как и среди типографских рабочих, связано с развитием капиталистических отношений в России. В условиях быстрого роста городов, расширения количества художественно-зрелищных предприятий наблюдался большой рост численности художественной интеллигенции. По переписи 1897 года в области культуры трудилось 262 695 человек, из них художники, музыканты, актёры, литераторы и т.д. составляли 11,8 %, или 21 550 человек.
Труд артиста не воспринимался как достойное занятие. «Если не говорить о знаменитостях, — писал актёр Н.И. Собольщиков-Самарин, — в глазах огромного большинства «общества» сытых и благополучных обывателей человек, посвятивший себя сцене, стоял на низшей ступени падения».
Такое отношение к труду художественной интеллигенции определяло не только низкий престиж творческих профессий, но и отсутствие элементарных гражданских прав, тяжёлые условия жизни и труда. Рабочий день актёра был равен 11-13 часам, произвол хозяев подкреплялся детально разработанной системой штрафов. Актёр по отношению к предпринимателю стоял почти вне закона. События 9 января 1905 года всколыхнули Россию и оказали влияние на всю демократическую интеллигенцию. Её общественная активность ярко проявилась в создании первых профессиональных союзов, объединивших представителей различных творческих профессий.
В период с октября по декабрь 1905 года свои профессиональные союзы создали музыканты, суфлёры, артисты балета, художники и т.д. Среди первых профсоюзов, объединяющих представителей творческой интеллигенции, можно назвать: Всероссийский профессиональный союз сценических деятелей (большинства) (создан 20 октября 1905 г.), Профессиональный союз оркестровых музыкантов (создан 2 ноября 1905 г.), Профессиональный союз музыкантов увеселительных заведений (создан 27 ноября 1905 г.); Союз работников графических искусств (создан 12 ноября 1905 г.); Профессионально-политический союз художников (создан 14 декабря 1905 г.), Всероссийский союз суфлёров (создан 9 декабря 1905 г.), Всероссийский союз изящных искусств (создан 12 ноября 1905 г.), Союз российских писателей (создан 26 декабря 1905 г.).
Переняв методы борьбы рабочих союзов, интеллигенция широко использовала забастовочную борьбу для удовлетворения своих экономических требований. Забастовки художественной интеллигенции носили стихийный характер, представляя собой отказ от участия в спектаклях и концертах, что приводило к закрытию театров, наносило ущерб предпринимателям. Особенно активно действовали актёры и музыканты столичных городов. В большинстве случаев требования бастующих удовлетворялись.
Основная масса профессиональных объединений художественной интеллигенции входила в Союз союзов, поддерживая его умеренную программу «установления нормальных отношений между трудом и капиталом». После поражения первой русской буржуазно-демократической революции 1905-1907годов профсоюзное движение в среде творческой интеллигенции пошло на убыль.
Только с победой буржуазно-демократической революции в феврале 1917года, объективно были созданы условия для возобновления деятельности профессиональных организаций.
Наиболее активную позицию занимало русское актёрство. Артисты требовали автономии театров, невмешательства правительства в профессиональную деятельность работников искусств. 26 апреля 1917 года создан Союз московских актёров. Устав Союза был написан А.Я. Таировым и нацеливал «трудящиеся массы актёров» на решительную борьбу с театральными предпринимателями. В Петрограде и Москве неудержимо росли узкокорпоративные, мелкие союзы: хористов, капельдинеров, драматических актрис, музыкальных педагогов, художников, скульпторов, декораторов, гравёров, киномехаников, киноработников. Всего с февраля 1917 по май 1919 года возникло более 40 профессиональных союзов художественной интеллигенции, насчитывающих от 7 до 3700 членов. Все эти союзы представляли собой очень пёструю и разношёрстную и по социальному и по профессиональному составу картину. Октябрьская революция 1917 года положила начало качественно новому этапу в деятельности профсоюзов. Политические, а затем и социально-экономические условия, в которых развивалось профсоюзное движение после октября 1917 года, изменили саму сущность российских профсоюзов.
Начался процесс объединения профсоюзов творческой интеллигенции результатом которого стало возникновение в апреле 1919года Всероссийского профессионального союза работников искусств (ВСЕРАБИС). 7 мая 1919года в Москве в кинотеатре «АРС» открылся 1-й учредительный съезд работников искусств, на котором присутствовали 163 делегата от 25 тыс. деятелей искусств. Союз работников искусств проводил огромную организационную работу. На первый план были выдвинуты задачи защиты профессиональных интересов членов Союза, возросла роль коллективных договоров, которые могли заключать только профсоюзы ( в соответствие с Кодексом законов о труде 1922 года.) Колдоговор регламентировал продолжительность рабочего дня, уровень заработной платы, охрану труда, оказание медицинской помощи.
Особую страничку в истории профсоюзов внесла Великая Отечественная война.
Основной формой культурно-шефского обслуживания Вооруженных сил и тружеников тыла были выступления фронтовых бригад. Еще одной формой помощи стало перечисление ежемесячно однодневного заработка в Фонд Обороны. Осенью 1941года коллектив Московского театра Евгения Вахтангова выступил с инициативой собрать средства на постройку эскадрильи самолётов «Советский артист» и танковой колонны «Работник советского искусства». Работники искусств всемерно поддержали эту инициативу. Свердловские театры собирали деньги на танковую колонну «Свердловский комсомолец». Днем основания Профсоюза работников культуры считается 14 апреля 1953 года, когда объединенный Пленум центральных комитетов профсоюзов работников высшей школы и научных учреждений, работников политико-просветительских учреждений, работников искусств, работников полиграфического производства и печати объявил об их объединении в Профсоюз работников культуры, в состав которого вошло 26017 профорганизаций, объединяющих 1млн.782 тысячи 300 членов профсоюза.
Первые попытки создания Профсоюза работников культуры на Урале относятся к 1919 году, когда были созданы союзы печатников и работников искусств. В 1954 году в единый профсоюз объединяются профсоюзы работников полиграфического производства и печати, кино, искусств, политпросветучреждений, высшей школы и научных учреждений.
На рубеже 80-90-х годов перемены в государственном устройстве и экономических отношениях потребовали кардинальных изменений в деятельности профсоюзов. Главный итог этого периода — обретение независимости и самостоятельной позиции в решении социально-экономических проблем отраслей культуры, в отличие от прежней роли проводника идей и политики правящей партии, ее своеобразного «приводного ремня». В 1990 году создается новая форма объединения членов профсоюза — территориальные организации, действующие в субъектах Российской Федерации. Профсоюз обретает современное название — Российский профсоюз работников культуры (РПРК). Начался новый этап развития Профсоюза.
Выделение в самостоятельную структуру профсоюза работников культуры Российской Федерации было вызвано всем ходом развития профсоюзов, а также экономическими и политическими предпосылками этого периода. Отличительной чертой нашего профсоюза стал неоспоримый факт — это самое массовое общественное объединение в духовной сфере России. С момента своего создания Российский профсоюз работников культуры остается верен своим традициям и представляет интересы абсолютного большинства работников отрасли.
Свердловская областная организация является активным членом РПРК, представляя интересы работников культуры в Свердловской области, и играет заметную роль среди территориальных профсоюзов Уральского региона.
Деятели культуры и искусства занимают активную жизненную позицию. На протяжении многих лет избирается председателем профорганизации Свердловского театра музыкальной комедии народная артистка России Басаргина Надежда Александровна,
Викулин Александр Васильевич, заслуженный артист России, много лет избирался председателем Екатеринбургского ТЮЗа, в настоящее время — член профкома театра, член Президиума Свердловской областной организации.
Татьяна Алексеевна Суморокова — актриса театра Драмы, заслуженный работник культуры, активно развивает социальное партнерство.